Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Ширится география доставки военных грузов

Новые направления
доставки
военных грузов

Поиск на сайте

57 лет назад погибла подводная лодка М-200 "Месть"

02.12.2013
Текст: Вячеслав Петрович Волков, капитан второго ранга в отставке, Портал русской общины Эстонии Baltija
21 ноября 2013 года исполнилось 57 лет со дня крушения подводной лодки М-200 "Месть".
21 ноября 1956 года в водах Балтийского моря "Месть" столкнулась с эсминцем - экипаж субмарины погиб. Это была если не первая, то одна из первых подлодок, потерянных ВМФ СССР уже в послевоенное, мирное время.

Начав службу в непростых условиях сурового Севера в Бригаде подводных лодок Северного флота во время Великой Отечественной войны, подлодка "Месть" активно участвовала в боевых действиях. В частности, совершила несколько боевых походов.


М-200 "Месть". fotki.yandex.ru, strife32

В третью годовщину начала войны, 22 июня 1944 года, "Месть" атаковала немецкий конвой из пяти транспортов в охранении одиннадцати сторожевых катеров, уничтожив один из транспортов, а 15 июля 1944 года атаковала и потопила второй немецкий транспорт водоизмещением в 7 тыс. тонн. После войны летом 1945 года "Месть" была доставлена по железной дороге на Ленинградскую военно-морскую базу, войдя в состав Краснознамённого Балтийского флота. Весной 1951 подлодка "Месть" вошла в состав 157-й бригады подводных лодок 27-й Крейсерской дивизии КБФ, базировавшейся в Палдиски (Эстония).

Поздней осенью 1956 года М-200 должна была сменить порт базирования, уйдя на базу в Лиепае. Дело было в том, что палдиский порт рано замерзал, в отличие от других незамерзающх военно-морских портов Балтфлота. Подводная лодка М-200 совершала переход с полигона ВМФ в акватории залива Хара, что неподалёку от Локса, после проведения работ по размагничиванию.

Вечером 21 ноября 1956 года в Суурупском проливе произошло столкновение дизельной подводной лодки М-200 с эксадренным миноносцем "Статный". Удар эсминца пришёлся в правый борт подводной лодки в районе 5—6-го отсеков, подлодка получила пробоину, после которой "Месть" стремительно затонула. При столкновении мгновенно погибли шестеро подводников 5-6 отсеков, перешедшие из 2-го в 3-4 отсеки подводники какое-то время были живы.

В той трагической ситуации дольше всех жили и боролись за живучесть подводники, оставшиеся в 1 отсеке подлодки под командованием старшего лейтенанта Славы Колпакова, помощника командира корабля. Спустя восемь минут после столкновения на Таллинской военно-морской базе была объявлена боевая тревога.

В район столкновения прибыло больше десяти кораблей, спасательные суда и суда обеспечения. Так как кораблей прибыло много и самого разного назначения, они зачастую мешали друг другу основательно.

22 ноября после полудня к месту аварии прибыл командующий КБФ адмирал Арсений Головко. Немного позже к нему присоединился главком Военно-Морского флота СССР адмирал Сергей Горшков, срочно прилетевший из Москвы в Таллин. Видение спасательной операции даже у адмиралов было разное, видимо, настолько разное, что после совместной беседы главком КБФ Арсений Головко уехал в Балтийск. Последний разговор главкома ВМФ с Вячеславом Колпаковым закончился командой: "Никаких мер самостоятельно не предпринимайте. Мы посоветуемся и будем готовить ваш выход". Советовались долго, за это время шторм оборвал и кабель связи и воздухопроход. Команду выходить самостоятельно дал старший лейтенант Владислав Колпаков, взявший на себя командование подлодкой, но подводники к тому времени были настолько ослаблены, что даже спортивный, хорошо подготовленный мичман-стажёр Виктор Васильев, пошедший первым, умер в шахте, преградив собой последнюю "тропу" выхода из аварийной подлодки.


Члены экипажа М-200 "Месть". fotki.yandex.ru, strife32

Но в 57 годовщину траурной даты гибели подлоки хочется сказать и о другом. О Памяти.

В Палдиски осталось много военно-морских офицеров, большинство из которых подводники, членов семей военных моряков, друзей и знакомых экипажа подлодки М-200, в памяти которых они живы. Их становится с каждым годом всё меньше и меньше. Тем не менее, к памятнику приходят всё больше и больше людей, и не только в этот скорбный день. Жители города собираются у памятника по торжественным, праздничным датам.


В годовщину гибели подлодки 21 ноября к памятнику возложили цветы представители городской власти, активисты общественных и ветеранских организаций. Это председатель городского собрания города Палдиски Каупо Каллас, вице-мэр города Елена Вилльманн. Выступили ветераны флота, которые лично знали погибших подводников. Терентьев Андрей Иовлевич прочитал стихи; Цалко Павел Николаевич, непосредственно участвовавший в спасательной операции, поделился своими воспоминаниями о произошедшем.



Выступила активистка Русской общины Палдиски Альбина Георгиевна Стерзлева, у которой все мужчины в семье связаны с подводным флотом, читала стихи местная жительница Александра Махова.

Капитан второго ранга в отставке Глеб Николаевич Соколов, в тот памятный день 21 ноября 1956 года молоденький лейтенант, назначенный механиком на новую подводную лодку, обычно не выступает. Он постоянно приходит к захоронению и в первую очередь кладёт цветы лейтенанту Сане Липскому, трогательно, с какой-то особенной болью произнося имя и фамилию флотского товарища. Они были однокурсниками, вместе закончили в Ленинграде в 1955 году Высшеее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского. Причём оба закончили училище с красным дипломом. У погибшего в мирное время Сани Липского, коренного ленинградца, пережившего блокаду и потерявшего на войне отца-фронтовика, остался маленький трёхмесячный сынишка. Недавно Глебу Николаевичу исполнилось 85, а Саня Липский остался навечно молодым. А ещё Глеб Николаевич вспоминает о том, что так и не закончил партию в шахматы с капитаном второго ранга Юрием Павловичем Штыковым, нач. штаба бригады подлодок перед выходом в этот последний для Штыкова поход. Начальник штаба ждал, когда доложат о готовности подлодки к выходу, а молоденький лейтенант Соколов был в тот момент пока без экипажа и лодки.


Спустя год после Суурупской трагедии на Балтике, летом 1957 года на Черноморском флоте, в ситуации аналогичной М-200, оказалась почти такая же подводная лодка М-351, во главе с командиром капитаном третьего ранга Ростиславом Белозёровым. Результат выхода из аварийной ситуации был диаметрально противоположным, чем в трагической ситуации с М-200. Спасли всех! Трагический опыт М-200 был учтён и послужил тяжким уроком.


В 2006 году в день 50-летия гибели подлодки М-200 военно-морские ветераны провели памятную церемонию на море, опустили венок на воду в память о погибших моряках-подводниках в том самом месте, где погибла подводная лодка. На церемонии присутствовал сын Славы Колпакова, ради этого он специально приехал из Варшавы, где живёт уже многие годы.


В день 57-летия со дня трагедии многие жители Палдиски, в первую очередь флотские ветераны, читали распечатанную в бумажном виде статью Нелли Ивановны Кузнецовой "Услышьте нас, живые...", напечатанную ранее на портале "Балтия". Нелли Ивановна сама, кстати, жена подводника, капитана первого ранга в отставке В.Ф.Кузнецова, с исключительной трогательностью в статье о М-200 сумела передать историю подлодки, даже в этом трагическом событии найти жизнеутверждающие нотки.


Главное за неделю