Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Краны-манипуляторы для военных

Военным предложили
новые автокраны
и краны-манипуляторы

Поиск на сайте

Хозяева тихоокеанских просторов

Рабочий стол начальника службы военных сообщений Тихоокеанского флота капитана 1 ранга Александра Исакова меньшее всего похож на поляну для гольфа. С одной стороны – стопка документов, с другой – еще две. Здесь же справочники, сборники законов и никогда не выключающийся компьютер. Александр Николаевич умудряется чуть ли не одновременно обсуждать с капитаном 2 ранга Александром Поваляевым вопрос, связанный с перевозкой жидкого топлива, подписывать принесенные главным инженером срочные документы и лихо стучать по клавишам, корректируя текст на экране монитора.

Иной скажет, представив эту картину, что негоже начальнику брать работу подчиненных на себя. И будет не прав. Александр Николаевич чужих обязанностей не выполняет. Работы в службе военных сообщений столько, что хватает на всех с избытком.

Представим мысленно тихоокеанское побережье России: Чукотка, Камчатка, Магаданская область, Хабаровский край, Сахалин, Курилы, Приморье. И везде – в отдаленных гарнизонах, на пограничных заставах, маяках, навигационных постах – живет и выполняет воинский долг служивый народ. Топливо, продукты, стройматериалы, различное оборудование, боевую технику, боеприпасы – все это, особо не надеясь на авиацию, можно доставить только морским транспортом. Сравнительно недавно каждое силовое ведомство само заботилось о себе. Сейчас в целях экономии государственных средств действует межведомственная унифицированная система тылового обеспечения. Своими для ВОСО ТОФ стали пограничники, представители Ракетных войск стратегического назначения, военнослужащие Дальневосточного военного округа... Всего более 130 пунктов назначения!..

Помимо, так сказать, центрального аппарата службы ВОСО Тихоокеанского флота существует четыре подчиненных ему управления военных сообщений на морских бассейнах. Два в Приморье, одно на Сахалине и еще одно на Камчатке. В состав этих управлений входят комендатуры военных сообщений в портах.

На каждом уровне – свои задачи. Наверху идет планирование и организация морских перевозок – сложнейший, требующий большого опыта, широты знаний и чрезвычайной ответственности процесс. Права на ошибку, по признанию капитана 1 ранга Исакова, он и его подчиненные не имеют. Нетрудно представить, в каком положении окажутся люди, оторванные долгой зимой и непогодой от материка, если у них закончатся топливо или продукты. А сколько государственных средств вылетит в трубу, если, к примеру, судно-перевозчик простоит у пирса лишние сутки в ожидании погрузки?

Чтобы таких нестыковок избежать со стопроцентной гарантией, планирование годового экспедиционного завоза производится заблаговременно. Предварительные, а затем и уточненные заявки довольствующих органов обобщаются, анализируются на предмет их рациональности и реальности. Далее формируются объемы воинских грузов по направлениям. После одобрения командующим Тихоокеанским флотом конкурсная документация размещается на официальном сайте в интернете. Как правило, на каждый лот претендуют три-четыре судоходные компании. Вот когда специалистам службы ВОСО надо быть начеку, мобилизуя все свои знания в финансовой и юридической областях. (Кстати, штатного юриста у службы нет и, похоже, из-за продолжающихся сокращений не будет.) Правильно заключенный договор – залог четкой его реализации и минимального расходования денежных средств.

Впрочем, договор договором, но трудно переоценить добрые человеческие отношения с грузоперевозчиком, которые тоже нередко идут на пользу делу. Для наглядности – небольшой пример. В 2007 г. нужно было доставить шесть модульных домиков на один из камчатских маяков. Задача необычная, всего не предусмотришь, и хорошо, что капитан судна неформально подошел к выполнению своих обязанностей. «Мужики, – сказал он представителям службы ВОСО еще задолго до рейса. – Я, конечно, согласно заданию могу сгрузить домики на берег и уйти. Но завтра будет шторм, и их смоет. Предлагаю сделать так...»

В рыночных условиях нельзя рассчитывать на то, что какая-то компания просто так согласится на снижение тарифов. «У меня – экипажи, – обычно говорит ее владелец, – у них – дети, которых надо кормить...» Но когда договор подписан, встречные шаги со стороны перевозчика вполне реальны. Люди на судах – старой закваски, уважающие свою армию, не лишенные патриотических чувств. Нужно – и сверхурочно могут поработать. Если, конечно, поговорить с ними по-человечески.

Одна из основных забот представителей комендатур, где служат офицеры помоложе и пониже рангом, – контроль за погрузочно-разгрузочными операциями непосредственно на пирсах. Читателю излишне напоминать, сколько стоят боевая техника и вооружение. А вот докерам и экипажам судов об этом нужно говорить постоянно.

Иногда случается, что на пирсе работают представители всех подразделений службы от лейтенантов до капитанов 1 ранга. Так было в мае 2006 года, когда осуществлялась уникальная операция по транспортировке глубоководного спасательного аппарата АС-28. Он настолько тяжел, что ни один портальный кран с ним не справился бы. Пришлось заказывать плавучий – стотонной грузоподъемности. Железнодорожная платформа тоже потребовалась специальная. Ее перегоняли из другого конца страны. Согласно договору, заключенному с транспортной организацией, именно она несла полную ответственность за сохранность ценнейшего груза. Но контроль, естественно, осуществляла служба ВОСО. Не могли ее специалисты остаться в стороне и тогда, когда выяснилось, что при установке аппарата на платформу есть риск повредить его «руки»-манипуляторы. Тут же, на пирсе, собрался «консилиум», результатом которого стало простое и довольно оригинальное решение. Опустили аппарат на воду, один трос сделали короче другого и после этого с небольшим дифферентом плавно опустили мини-субмарину на платформу...

Я сознательно нарушил традицию, которой обычно придерживались мои коллеги-журналисты при подготовке материалов о службе ВОСО. Уже нет необходимости начинать рассказ с самой болезненной в недалеком прошлом темы – организации пассажирских авиаперевозок. (Кстати, на ее долю приходится всего лишь 10-15 процентов от всего объема работы службы.) Любая из нескольких авиакомпаний, осуществляющих полеты на Дальний Восток, теперь с удовольствием принимает воинские перевозочные документы (ВПД). Это раньше самолет поднимался в воздух полупустой, а пассажиры в погонах и члены их семей оставались на земле. Чтобы отправить их на большую землю, приходилось задействовать военно-транспортную авиацию. Теперь и лимиты на каждую компанию год от года увеличиваются, и деньги за принятые в кассах ВПД Министерство обороны перечисляет исправно. В прошлом году самолеты ВТА использовались службой ВОСО Тихоокеанского флота только для доставки призывников и отправки уволенных в запас. Единственная проблема, о которой представители службы не перестают говорить командирам частей, – неправильное планирование графика отпусков. Приобретать авиабилеты теперь можно за 90 суток до вылета. Из этого и нужно исходить при определении сроков отпуска военнослужащего. Тогда хорошее настроение во время отдыха гарантировано.

Источник: "Красная звезда", автор: Виталий АНЬКОВ


Главное за неделю