Дмитрий, здесь решили так: нужно или уточнить все термины в тексте, т.е. пояснить "перья рулей", "дифферент", "концевые цистерны", "дно цистерн главного балласта" и т.п. языком ребенка-подростка, или отказаться от них вообще, заменив простыми и понятными словами. Что за перья? Где эти концевые цистерны? Если не пояснено, зачем это в тексте? Получается темный лес.
Вот текст для правки:
[QUOTE]Стою на берегу моря, кидаю камешки. Есть среди них легкие, есть - потяжелее. Подлодка под водой тоже бывает легкой и тяжелой. Что же это значит?
Каждый мальчишка любит смотреть фильмы про морские спецподразделения, но не каждый знает, как устроено оружие боевых пловцов. Взять, к примеру, их нож. С виду нож как нож, а сделан очень интересно: у него «нулевая плавучесть». То есть если боевой пловец на дне выпустит его из руки, нож не будет тонуть и не будет всплывать, а повиснет в воде. Будь на месте такого боевого ножа простой кухонный - пошел бы ко дну «топориком». А если бы мы прикрепили к кухонному ножу кусок пенопласта, он бы стал «легким» и устремился к поверхности воды.
Подводная лодка устроена сложнее, чем нож, но подчиняется тем же законам физики. Когда строящаяся лодка выходит в море на первое погружение, делается «вывеска» корабля. Выражаясь языком конструкторов, для получения весовой характеристики нулевой плавучести лодки опытным путем проводится корректировка проектной нагрузки.
Ничего не понял? Смотри. Наша подводная лодка вышла с завода на первое погружение. Приняли воду в концевые цистерны, приняли в среднюю - а лодка погружаться не хочет. Еще бы, ведь на заводе безупречно рассчитать все весовые характеристики и плавучесть невозможно. Но вот лодку загнали-таки под воду, увеличив ход и перекладку рулей на погружение. Зафиксировали углы установки перьев рулей и скорости хода. Теперь глубина держится. И лодку можно возвращать в завод.
Дальше кораблестроители произведут новые расчеты и по длине корпуса лодки, на дно цистерн главного балласта уложат нужное количество чугунных грузов. Наш корабль будет погружаться и всплывать без проблем.
В дальнейшей эксплуатации понятия «лодка легка» и «лодка тяжела» будут характеризовать «удифферентованность» корабля.
Идеально удифферентованная лодка – это лодка с нулевой плавучестью: тот самый нож, неподвижный в толще воды.
Но опыт вносит свои коррективы. При движении под водой лодку стараются держать «слегка легкой». Зачем? Допустим, произойдет аварийная потеря хода - тогда корабль, по инерции преодолев некоторое расстояние, начнет подниматься, и подводники будут ближе к жизненно важному воздуху.
Когда же лодка всплывает на перископную глубину, в уравнительную цистерну принимают воду, и лодка становится «тяжелой». Благодаря этому при срочном погружении можно быстро нырнуть в глубину.[/QUOTE]