Кто имеет право оценивать действия командира? Отвечаю: все, включая встречающих на причале, но каждый в части, его касающейся. Пример: Если ты издергал ПЭЖ многочисленными реверсами, механики обматерят и будут правы; Можно говорить, что корабль швартует командир, а можно говорить, что корабль швартует экипаж. И то, и другое справедливо. Подготовка всех расчетов на корабле - одна из важнейших обязанностей командира. Здесь уместно сравнение оценок оркестра и дирижера... Если при швартовке командир проявляет элементы флотского шика (не путать с лихачеством), то этот шик основан на упорных тренировках и верой командира в свой экипаж.
Ну раз такое дело, приведу ещё одну байку. В.Н. Пыков личность на СФ легендарная. В то время он командовал бпк "Смышлёный". На корабле выдают денежное довольствие, у каюты баталера финансового очередь. В каюте сидит свеже-выпущенный из училища лейтенант. Заходит его сосед по каюте и начинает, бубня что то себе под нос, пересчитывать и раскладывать по карманам денежки... "опять рублями выдал..." (имея в виду купюры достоинством в 1 руб.) Лейтенант с интересом: "А что, бывает и не в рублях? Реакция соседа была мгновенной: "Так мы же эскадра Атлантическая, можно в любой валюте получать". "А как это?" "Пиши рапорт командиру и иди к нему, командир подпишет, бегом в кассу." Быстро родился рапорт с просьбой выдать денежное довольствие за сентябрь месяц в американских долларах. ...."Разрешите товарищ командир.. тут у меня рапорт" "Давайте товарищ лейтенант, посмотрим..." Пыков, почесывая бороду, внимательно читает рапорт и накладывает на нём резолюцию. Лейтенант не читая бежит в кассу, а там уже аншлаг... Протягивает финику рапорт, а тот переспрашивает, "...а что так и выдавать, как командир написал.. "А что там?" "Как что, цитирую: В связи с отсутствием в кассе американских долларов, лейтенанту Туговатому денежное довольствие выдать Монгольскими тугриками.....
А ещё запала в память фраза НШ эскадры П.П. Гусева (я её очень долго заучивал...) Выход бпк "Адмирал Нахимов" на задачу К-2 вышел неудачным... НШЭ вещает по трансляции: "... ваш пульно-бздульно-минометный выход меня совершенно не удовлетворил. Я решил разобраться в причинах и обошел корабль. Лучше бы я этого не делал. Кубрик личного состава БЧ-2 это не куборик военного корабля. Это привокзальный сортир в мелком уездном городке в период панического бегства и срочной эвакуации под непрерывной бомбёжкой юнкерсов..." Как вам цитата господа?
Крейсер в море, на мостике 1-й зам. ком.СФ в.а. Е. Волобуев. Скоро рассвет. Волобуев: "Вахтенный офицер, расчитайте время восхода солнца!" В.О. : "Есть товарищ адмирал". После долгого кряхтения с таблицами докладывает: "Тварищ адмирал, солнце взойдет 05.47". Истекло назначенное время, солнца нет. Волобуев: "Ну что товарищ вахтенный офицер?" В.О.: "Солнце задерживается с восходом на восемь минут.. ".
Крейсер на рейде, ждут вице-адмирала Волобуева. С подошедшего катера адмирал с трудом взбирается на площадку трапа. Вахтенный офицер! Что трап так высоко? В.О. "Так ведь отлив товарищ адмирал...."
бпк "Вице-адмирал Кулаков" встал на ремонт с модернизацией в 1990 году, вот уже двадцатилетие "отметили". Кто знает, когда же 2-я дплк его получит в строй?
Архангельские Экологи в свое время издали небольшую книгу об испытаниях на НЗ, у меня она была, но потом дал почитать одному участнику, а он "заныкал" и пропал... Попробуйте поискать у архангелогородцев...
На последних годах службы "Бойкий" держали на штате консервации, а перед выходом на Новую Землю прикомандировывали л/с, мичманов и офицеров с других кораблей. Далеко не все командиры посылали дисциплинированных и ответственных. Напоминало это набор матросов на пиратские корабли в портовых кабаках, когда матрос приходил в чувство уже далеко в море... Но разгильдяи были всё таки исключением, а не системой...
Подходим к району, где нам назначено лодку найти и атаковать, а там рыбаков туча. На подходе в целях навигационной безопасности включил 36-й канал (рыбфлота), слушаю. А те, видно от скуки, переговариваются: "... вон серый куда то бежит.." другой ему: "...я знаю, это противолодочный, я служил на таком... видел, тут недавно лодка погрузилась, так это он за ней пришел...". Тут я и включился в разговор: "...А нельзя ли господа рыболовы с этого места поподробней..." "А чего, за стакан красного расскажем..." Вот так мы её, родимую и всрачили. Хотя она и пряталась под рыбаками.
Отношения в экипаже корабля, прежде всего, зависят от того, где и чем занимается корабль. На стоящем в заводе или отстое корабле, когда офицеры не знают, куда себя деть от скуки, правит распоясавшийся годок среди матросов, а среди оф. состава - герой ресторанно-гламурных похождений и просто старый по возрасту и званию. В море, всё становится на свои места. В море уважают и почитают того, кто в своём деле больше сведущ. Если ты хорошо байки рассказываешь, но не допущен к самостоятельному несению ходовой вахты, то очень скоро твой рейтинг обнулится. И так оцениваются все члены экипажа, включая командира... К примеру, старпом, не допущенный к самостоятельному управлению кораблем в экипаже уважением не пользуется, да и сам, как правило, себя презирает... Маленький пример: ...молодой матрос первого месяца службы, на выходе в море оказался мастером электроники, "Лесоруб" держал, как Паганини свою скрипку, так старшие по сроку службы и званию, ему в ЦП и чай, и кофу, и какаву с пирожками носили...