Брюки клеш появились именно на флоте.Еще во времена парусного флота моряки носили брюки особого покроя.Брюки расширялась книзу начиная от бедра.Такая форма называлась-cloche ,что с франзусского обозначало колокол,труба,а по русски так и звучало-клеш.Такой покрой имел и практическую необходимость-во время уборок корабля,мытья палубы,при подьеме на реи и при приставании к отлогому берегу,чтобы не замочить брюки ,их легко закатывали кверху.Также у морских брюк раньше была застежка -лацбант.Спереди брюк имелся откидной клапан,и вместе с широкими штанинами такая модель брюк давала возможность моряку упавшему в воду быстро освободится от одежды и всплыть.Когда две боковые застежки расстегивались то стоило быстренько поболтать ногами в воде и за счет широких клешей брюки сами соскальзывали не задевая ботинок.Раньше и ботинки были снабжены не шнурками а резиновыми вставками.
Выходя на берег моряки частенько вшивали в концы брючин кусочки свинца,колыхаясь на ветрy таким образом создавался образ"штормовой клеш".Но таких "модников" начальство наказывало за порчу формы
Со временем необходимость в клеше отпала. В русском
дореволюционном флоте матросские и офицерцкие брюки из черной шерсти
или сукна были прямого покроя, умеренной ширины, без малейшего намека
на клеш. С 1909 по 1910 год в силу моды, возникшей в гражданской
мужской одежде, морские офицеры, главным образом молодежь, стали
носить брюки клеш. Их примеру последовали, правда, лишь вне училищ, и
воспитанники Морского корпуса. Матросам перешивать казенные брюки и
носить брюки клеш категорически запрещалось. Тем с большей силой с
первых месяцев Февральской революции началась массовая перешивка
матросских брюк на фасон с раструбом внизу, приобретавшим иногда
нелепые, карикатурные размеры. Особенно ето было характерно для
матросов-анархистов и для лиц, ничего общего не имевших с флотом. Эти
«морские волки», не обладавшие даже елементарными понятиями о морской
службе, своими подчеркнуто утрированными, необъятными штанинами
пытались замаскировать свое случайное, иногда с преступными целями,
пребывание на флоте.
В нашем современном Военно-морском флоте брюки клеш не в почете. Наверное, потому, что покрой форменных брюк красив и удобен
Там еще была история,что якобы Петр Первый гуляя вечером по саду , вдруг услышал и увидел, как одна симпатичная дама вступает в интимную связь с матросом в кустах.
Петр разозлился увидев ..обнаженную тыловую часть моряка и приказал что бы моряки носили такие штаны,где ни в коем случае нельзя оголять ...заднюю часть матроса.Якобы это позорит Российский флот..Ну я не знаю конечно,мы же для детей пишем,может эту подробность опустить.Хотя дети сегодня вам и похлеще информацию выдадут.
Per aspera ad astra
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!(Воланд.Мастер и Маргарита)
Служил в Севастополе в середине 70-х. Ходить в увольнении в неуставной форме было дело довольно рискованное. Другое дело отпуск. Специально для отпуска уставные брюки превращались в клёш посредством торпед, которые изготавливались из куска фанеры и по форме представляли собой равнобедренную трапецию с нижним основанием 35-45 см. Для ДМБ в брюки вшивались клинья. Это можно было сделать за 10 рублей в ателье, которое находилось на Минке. Говоря про обувь, следует упомянуть обувь , которая выдавалась в тропиках и представляла собой кожаные сандалии чёрного цвета. Будучи в отпуске довелось видеть матроса у которого клинья были сделаны из красного бархата с вшитыми в них цепочками.
В Севастополе в 1978 г. мы были на практике, я - на "Красном Крыме" и на "Смелом". Матросы не носили ни гадов, ни прогаров, а носили собственного изготовления обувь. Было очень жарко, о металлические части можно было обжечся, ночью разрешалось спать на верхней палубе, потому что никакая вентиляция в кубриках не помогала. Температура раскаленной металлической палубы днем для прогаров была также очень высока - ступни ног ее легко ощущали, поэтому матросы делали по размеру ноги деревянные плашки толщиной до 2 см., которые имеют малую теплопроводность, сверху поперек прибивались полоски из кожаного ремня. В такой обуви было легко ходить по раскаленной палубе.
Места для сна выбирались по желанию. Меньшей популярностью пользовалась чаша радара, так как все думали, что он вреден. Но ночью он не работал и я выбрал это прекрасное место на высокой мачте. Внутри мачты по трапу был замок и у меня ключ, был свет внутри мачты и люк. Из чаши был прекрасный обзор, на высоте был хоть и теплый, но ветерок, поэтому это "козырное" место я запомнил навсегда.
"Для полного счастья человека необходимо иметь славное Отечество". Симонид Кеосский, древнегреческий поэт.
Николай, а как в таких деревянных "сабо" по трапам бегалось? Не сильно здорово, когда подошва не гнется. Тут, кстати, не хочешь, а подумаешь о преимуществах верхней палубы с деревянным настилом - как на незабвенном кр. проекта 68-бис "Дмитрии Пожарском".
С уважением.
Как говорил мичман Михайлов: "Жить захочешь - еще не туда залезешь". Матросы видимо умели бегать по трапу, раз носили такие сланцы. Да, конечно, деревянная палуба - это роскошь!
"Для полного счастья человека необходимо иметь славное Отечество". Симонид Кеосский, древнегреческий поэт.
Сейчас не помню, носовая или кормовая, фото было, очень хорошее, но оно недоступно, это было на "Смелом" в 1978 г.
На этом фото они видны обе - в носу и в корме.
Ой ,ребята-Вам всем спасибо,столько интересного рассказали.
Вот почему гадами называют:)
Николай-за фото и пояснения про "торпеду",отдельное мерси |аx|
Я вообще в обморок чуть не свалилась-когда представила как моряки на боевую торпеду натягивают брюки..ха-ха,а тут оказалось что торпеда-просто макет из картона:)
Да,а "полпотовка"....точно небось что то с водкой связано
Per aspera ad astra
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!(Воланд.Мастер и Маргарита)
Александр, да, это была носовая РЛС (Радио Локационная Станция) управления огнем МР-105 "Турель" на БПК "Смелый". В кормовой вообще никого не было, это я помню точно, предложили только одну - носовую, кормовую не предлагали, так как там рядом - дымоходы.
"Для полного счастья человека необходимо иметь славное Отечество". Симонид Кеосский, древнегреческий поэт.