У юнги всегда есть вопросы, ну а старый боцман всегда готов на них ответить...
Однажды , на рейде ,после спуска Флага матросы собрались на баке, перекурить, потравить байки ….
Юнга пристал с вопросами к Радисту :
-Почему в XXI веке надо знать азбуку Морзе?
-Ведь сейчас , в век компьтеризации и автоматики все сообщения передаются и принимаются «умными» устройствами, да и по мобильному телефону можно позвонить из любого порта в любую точку мира!!!
Радист хитро улыбался в усы, покуривая трубочку и во всем соглашался с юнгой...
А на следующий день он пригласил юнгу на занятия в радиокласс.
Обилие аппартуры поразило юнгу. Мигали лампочки, стрекотали печатающие устройства. За каждым рабочим местом сидел матрос и производил непонятные для юнги манипуляции.
В углу стоял знакомый компьютер, а рядом с ним …. вертикальный ключ, который выглядел пришельцем из прошлого, этаким несуразным монстром среди современной техники.
Радист объявил тему занятия : «Организация радиосвязи в условиях помех».
В ВМФ существуют понятия радиолиния и радиосеть.
Радиолиния - это связь двух корреспондентов .
Радиосеть-это связь нескольких корреспондентов каждого с каждым и каждого со старшей станцией, в роли которой выступает либо флагман, либо береговой КП.
На сегодняшнем занятии мы будем осуществлять связь по радиолинии, т.е. между двумя рабочими местами в классе с использованием различных оконечных устройств .
При этом в радиоэфире имеются непреднамеренные помехи.
Эпизод первый.
Радиотелефонная связь.
Двое матросов включили свои радиостанции и быстро установили двустороннюю связь:
«Первый, я второй, Прием» - «Второй, я первый, на приеме, связь пять баллов»
А теперь, Радист улыбнулся в усы, «включаем» помехи... Уровень помех 1:2.
( Уровень помех определяется соотношением значения силы сигнала помех к полезному сигналу).
Телефонисты проверили связь, покрутили какие-то ручки . Отстраиваются от помех, уменьшают полосу пропускания приемника, прокомментировал Радист.
Как связь ? Связь устойчивая, разборчивость — 3 балла.
Увеличим уровень помех. Уровень помех 1:1.
Как связь? Связь не устойчивая, разборчивость — 2 балла.
Еще увеличим уровень . Уровень помех 2:1.
Как связь? Связь потеряна.....
Радист прокомментировал : «Радиотелефонная связь, конечно, самая удобная, т.к. корреспонденты ведут непосредственный разговор при обычном телефонном звонке.
Но это самая неустойчивая и наименее помехозащищенная линия радиосвязи.»
Эпизод второй.
Телеграфная или буквопечатающая связь.
Это наиболее удобная с точки зрения документирования связь. т.к. текст выходит напечатаным или на ленте или на рулоне бумаги.
Не зависимо от типа аппаратуры, применяемой для связи , в основе буквопечатания лежит использование для кодировки передаваемых сигналов кода БОДО или его производных. В эфир передается набор нулей и единиц, т.е. токовых и безтоковых посылок . Ценность кода БОДО в том, что он обладает избыточностью и за счет того, что в каждом знаке присутствуют «лишние» нолики и единички аппаратура на приемном конце может восстановить пропущенные и искаженные знаки.
Буквопечатающую связь можно условно разделить на телеграфную (БПЧ) , быстродействующую (БД) и сверхбыстродействующую(СБД) связь. Соответственно, чем выше скорость тем выше скрытность связи, но в свою очередь, тем меньший объем информации можно передать....
Пока Радист говорил, двое матросов на своих рабочих местах установили двустороннюю БПЧ радиосвязь.
Передать контрольный текст. Есть передать.
«В чащах юга жил-был цитрус, Да ,но фальшивый экземпляр».
Качество связи отличное. Ошибок 0%.
А теперь «включим» помехи. Уровень помех 1:1.
Качество связи хорошее. Ошибок не более 10%.
Увеличим уровень помех . Уровень помех 2:1
Связь устойчивая. Количество ошибок не более 30%. Текст читаем.
Уровень помех 3:1.
Сбой связи. Количество ошибок более 60%. Текст не читаем.
В дверь постучали.
Разрешите войти?
Здравствуй, боцман, ты как-раз во-время. Морзянку, надеюсь, не забыл?
Да как можно забыть. Как юнгой выучил , так до-сих пор помню.
Ну садись, тогда на рабочее место.
Боцман и Радист расселись по рабочим местам, включили аппаратуру, одели на голову головные телефоны (наушники) и приготовились к работе.
Эпизод третий.
Радиотелеграфная связь.
Телеграфная азбука или "морзянка" - плод изобретения Самюэля Морзе - используется в радиосвязи и по сей день. Несмотря на появление компьютеров, и широкого распространения цифровых видов связи как у профессионалов, так и у любителей, телеграф (или CW) остается одним из основных видов излучения. В азбуке Морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). За единицу длительности в телеграфной азбуке принимается длительность точки. Длительность тире равняется длительности трех точек. Пауза между знаками в букве - одна точка, а между буквами в слове 3 точки. Пауза между словами 7 точек.
Вся сложность изучения азбуки Морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы. Даже наоборот, это очень вредно для последующего серьезного изучения CW. Поначалу, на малых скоростях, вам, возможно, удасться просчитать количество точек и тире, но при увеличении скорости вы наверняка собъетесь!
Для того чтобы серьезно изучить телеграф нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а "напевы", которые получаются, когда звучит буква целиком. Таким образом, когда вы слышите напев "Фи-ли-мон-чик", то это значит была передана буква "Ф".
Часто для ускорения радиообмена используются аббревиатуры и специальные «Q-коды».
73 — наилучшие пожелания.
55 — дружеское «рукопожатие».
88 — люблю, целую.
99 — не желаю с Вами работать
«Классическим» вертикальным ключем сейчас, практически, никто не работает. Передача ведется с «Датчика кода Морзе» , а прием на пишущую машинку, или на клавиатуру компьютера.
Ну что, Боцман, готов?
Готов!
Начали....
Включаем помехи. Уровень помех 1:1. Связь устойчивая. Ошибок нет.
Уровень помех 2:1. Связь устойчивая. Ошибок нет.
Уровень помех 3:1. Боцман попросил снизить скорость передачи. Скорость передачи 120 зн/мин. Связь устойчивая. Ошибок нет.
Уровень помех 4:1. Связь устойчивая. Ошибок не более 10%.
Уровень помех 5:1. Связь устойчивая. Ошибок не более 20%.
Всё, хватит! Боцман взмолился....
Чаще надо приходить на тренировки.
Тренированый радист в условиях интенсивных помех может принимать радиограмму со скоростью до 180-200 зн/мин.
Юнга, ну что ты понял из занятия?
Я понял, что самая удобная и не требующая специальной подготовки связь — это телефон.
А самая устойчивая и помехозащищенная связь — радиотелеграф с использованием азбуки Морзе.
Это потому, что нет более чуткого прибора, чем человеческое ухо и нет более совершенного компьютера, способного различить «напев» морзянки среди помех, чем человеческий мозг.
Кроме того, азбука Морзе используется для связи кораблей, находящихся в прямой видимости в условиях радиомолчания с использованием сигнальных прожекторов и клотиковых огней.
Многие маяки и буи своими огнями «передают» определённые буквенные сочетания азбукой Морзе и эти сочетания приведены в лоциях.
А что ты ещё понял?
Я понял, что нельзя стать настоящим моряком, не зная азбуки Морзе.
Что ж , молодец, жду тебя в радиоклассе.
Сергей, спасибо, отличный текст. Нужно добавить чуточку наглядности для каждого вида связи, описать средства, процедуру передачи сигнала. Например:
Цитата
В углу стоял знакомый компьютер, а рядом с ним... вертикальный ключ
Как он выглядит?
Цитата
«Второй, я первый, на приеме, связь пять баллов».
- куда, как говорит матрос?
Как включаются помехи?
Как выглядит устройство радиотелеграфной связи?
И так далее.
Желательно иллюстрировать рассказ парой снимков или рисунков.
Для правки используйте, пожалуйста, этот текст:
Как-то на рейде после спуска флага матросы собрались на баке потравить байки...
Юнга подошел к радисту и спросил:
-Почему в 21 веке надо знать азбуку Морзе? Ведь сейчас все компьютеризировано, кругом автоматика! Все сообщения передаются и принимаются «умными» устройствами, да и по мобильнику можно позвонить из любого порта в любую точку мира!
Радист затянулся трубочкой и только криво улыбнулся в усы.
А на следующий день пригласил юнгу на занятия в радиокласс.
Обилие аппартуры поразило юношу. Мигали лампочки, стрекотали печатающие устройства. За каждым рабочим местом сидел матрос и делал что-то непонятное.
В углу стоял знакомый компьютер, а рядом с ним... вертикальный ключ, который выглядел пришельцем из прошлого, несуразным монстром среди современной техники.
Радист объявил тему занятия: «Организация радиосвязи в условиях помех» и начал читать лекцию.
«В военно-морском языке есть понятия радиолиния и радиосеть.
Радиолиния - это связь двух корреспондентов.
Радиосеть - это связь нескольких корреспондентов: каждого с каждым и каждого со старшей станцией, в роли которой выступает либо флагман, либо береговой КП.
Сегодня мы будем осуществлять связь по радиолинии - между двумя рабочими местами в классе с использованием различных оконечных устройств.
При этом в радиоэфире имеются непреднамеренные помехи.
Радиотелефонная связь
Два матроса включили свои радиостанции и быстро установили двустороннюю связь:
«Первый, я второй, прием» -
«Второй, я первый, на приеме, связь пять баллов».
«Включаем помехи» - радист улыбнулся в усы. - «Уровень помех 1:2».
(Уровень помех определяется соотношением значения силы сигнала помех к полезному сигналу).
Телефонисты проверили связь, покрутили какие-то ручки.
«Отстраиваются от помех, уменьшают полосу пропускания приемника» - прокомментировал радист.
«Как связь?» - спросил он матросов.
«Связь устойчивая, разборчивость — 3 балла».
«Увеличим уровень помех. Уровень помех 1:1. Как связь?»
«Связь неустойчивая, разборчивость — 2 балла».
«Еще увеличим уровень. Уровень помех 2:1. Как связь?»
«Связь потеряна...»
«Радиотелефонная связь, конечно, самая удобная: корреспонденты общаются во время обычного телефонного звонка. Но это самая неустойчивая, самая плохо защищенная от помех линия радиосвязи».
Телеграфная связь
«Телеграфная или буквопечатающая связь - самая удобная с точки зрения документирования связь. При ней текст выходит напечатанным на ленте или рулоне бумаги.
Независимо от типа аппаратуры, применяемой для связи, в основе буквопечатания лежит использование для кодировки передаваемых сигналов кода БОДО или его производных. В эфир передается набор нулей и единиц, то есть токовых и бестоковых посылок. Ценность кода БОДО в том, что он обладает избыточностью и за счет того, что в каждом знаке присутствуют «лишние» нолики и единички, аппаратура на приемном конце может восстановить пропущенные и искаженные знаки».
Пока радист говорил, двое матросов на своих рабочих местах установили двустороннюю буквопечатающую радиосвязь.
«Передать контрольный текст».
«Есть передать».
«В чащах юга жил-был цитрус, да, но фальшивый экземпляр».
«Качество связи отличное. Ошибок 0%».
«А теперь «включим» помехи. Уровень помех 1:1».
«Качество связи хорошее. Ошибок не более 10%»
«Увеличим уровень помех. Уровень помех 2:1».
«Связь устойчивая. Количество ошибок не более 30%. Текст читаем».
«Уровень помех 3:1».
«Сбой связи. Количество ошибок более 60%. Текст не читаем».
В дверь постучали.
«Разрешите войти?»
«Здравствуй, боцман, ты как раз вовремя. Морзянку, надеюсь, не забыл?» - спросил радист вошедшего.
«Да как можно забыть! Как юнгой выучил, так до сих пор помню».
«Ну садись тогда за рабочее место!»
Боцман и радист сели на свои места, включили аппаратуру, одели на голову головные телефоны и приготовились к работе.
Радиотелеграфная связь
«Телеграфная азбука или морзянка - изобретение Самюэля Морзе - используется в радиосвязи и по сей день. Несмотря на появление компьютеров и широкое распространение цифровых видов связи, телеграф (или CW) остается одним из основных средств передачи сигнала.
В азбуке Морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). За единицу длительности в телеграфной азбуке принимается длительность точки. Длительность тире равняется длительности трех точек. Пауза между знаками в букве - одна точка, а между буквами в слове - 3 точки. Пауза между словами - 7 точек.
Вся сложность изучения азбуки Морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы. Даже наоборот - это очень вредно для последующего серьезного изучения CW. Поначалу, на малых скоростях, вы сможете просчитать количество точек и тире, но при увеличении скорости - наверняка собьетесь!
Чтобы серьезно изучить телеграф, нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а "напевы", которые получаются, когда звучит буква целиком. Таким образом, когда вы слышите напев "Фи-ли-мон-чик", то это значит была передана буква "Ф". Здесь не ошибешься.
Ну что, боцман, готов?»
«Готов!»
«Начали... Включаем помехи. Уровень помех 1:1».
«Связь устойчивая. Ошибок нет».
«Уровень помех 2:1».
«Связь устойчивая. Ошибок нет».
«Уровень помех 3:1».
Боцман попросил снизить скорость передачи.
«Скорость передачи 120 знаков в минуту».
«Связь устойчивая. Ошибок нет».
«Уровень помех 4:1».
«Связь устойчивая. Ошибок не более 10%».
«Уровень помех 5:1».
«Связь устойчивая. Ошибок не более 20%. Все, хватит!» - взмолился боцман.
«Надо чаще приходить на тренировки» - улыбнулся в усы радист.
«Тренированный радист в условиях интенсивных помех может принимать радиограмму со скоростью до 180-200 знаков в минуту» - добавил он. - «Юнга, что ты понял из занятия?»
«Я понял, что самая удобная и простая связь - это телефон. А самая устойчивая и защищенная от помех связь — радиотелеграф с использованием азбуки Морзе».
«Правильно. Это потому, что нет более чуткого прибора, чем человеческое ухо, и нет более совершенного компьютера, способного различить «напев» морзянки среди помех, чем человеческий мозг» - подтвердил радист.
«Можно, я буду ходить на занятия в радиокласс?» - спросил юнга.
«Разумеется. Матрос, не знающий морзянку — не матрос» - ответил радист.
Так юнга познакомился с языком кораблей.
"Синий предел, вольная высь,
Даль манит за горизонт.
Назло всем смертям с рожденья ставит на жизнь
В море влюбленный народ".
А может быть ещё дополнить сведениями о сигналах бедствия? У большинства людей азбука Морзе ассоциируется именно с SOS.
А ещё, раз уж речь идет об этой азбуке, мне кажется нелишне привести её здесь саму. Азбуку Морзе.
Есть мечта? Беги к ней! Не получается бежать? Иди к ней! Не получается идти к ней? Ползи к ней! Не можешь ползти к ней? Ляг и лежи в направлении мечты!
Герман Качуринер пишет:
Только потом может возникнуть проблема: форумчане начнут общатся на Азбуке Морзе
73 55
Есть мечта? Беги к ней! Не получается бежать? Иди к ней! Не получается идти к ней? Ползи к ней! Не можешь ползти к ней? Ляг и лежи в направлении мечты!
elverF219 пишет:
не надо грузить детей... и тем более взрослых.
достаточно дать ссылку где можно скачать программу для изучения
Я, например, эту азбуку Морзе в глаза не видела. И если я читаю статью о ней, то дайте мне возможность сразу её увидеть, что бы я имела представление о чем речь. Пусть в виде ссылки.
Есть мечта? Беги к ней! Не получается бежать? Иди к ней! Не получается идти к ней? Ползи к ней! Не можешь ползти к ней? Ляг и лежи в направлении мечты!
Есть мечта? Беги к ней! Не получается бежать? Иди к ней! Не получается идти к ней? Ползи к ней! Не можешь ползти к ней? Ляг и лежи в направлении мечты!