Почему на гюйсе три полоски?
…Стояла темная ночь... Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.
- Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.
- Нет, не спится!; ответил юнга.
- Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!
- Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.
Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?
Понурив голову, наш юнга нашелся:
- Я его – постирал, сию минуту!
Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.
- Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман
- Я только слышал, что это – воротник.... А все же – что это, товарищ боцман?
Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.
- Ну, садись поудобнее и слушай!
Юнга весь обратился вслух.
Вот что рассказал боцман:
Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.
Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.
Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.
После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.
Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.
Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах - у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.
То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.
Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!
От нидерландского, “гюйс” - военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца.”
- Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга
- А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.
Он же вытащил флаг и показал юнге:
- Товарищ бoцман, а как же – крепости?
- А вот у военно-морских крепостей, есть свой гюйс, вот такой. Но именно этот гюйс был упразднён в 1992г.
- Простите, но какое же отношение имеют Ваши флаги к воротнику?; недоумевал юнга
- А такое, что не только корабли, крепости, но и каждый моряк носит на себе гюйс, или - морской флаг!; торжественно закончил боцман.
- Надо же!; задумчиво произнес юнга.
Не только корабли или крепости, но и каждый моряк носит на себе флаг! Как красиво!
Герман Качуринер
Отредактированная версия рассказа: (после редакции А.Б и Л.А)Почему на гюйсе три полоски?
…Стояла темная ночь. Наш юнга после своего спасения на воде так и не смог уснуть. Поднявшись на палубу, он увидел боцмана – тот курил на корме трубку.
- Что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”? - поинтересовался боцман.
- Не спится!.. Я хотел бы поблагодарить Вас за мое спасение! Вы вытащили меня из этого моря! – промолвил юнга.
- Я тебя не из моря вытащил, а с того света! - отрезал старый моряк. - А почему ты одет не по форме? Где твой гюйс?
- Постирал. Сию минуту!
Минуту спустя юнга прибежал обратно с гюйсом в руках.
- Похвально! А знаешь ли ты, что это такое? - спросил боцман.
- Я только слышал – воротник… Что это, товарищ боцман? И почему на нём три белых полоски?
Довольно хмыкнув, старый моряк пригласил юнгу в свою каюту.
- Садись поудобнее и слушай! – начал рассказ боцман.
Юнга весь обратился в слух.
- Существует несколько историй и легенд о том, как на гюйсах моряков, или, как ты выразился – воротниках, - появились три полоски.
Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.
Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.
После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.
Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.
Есть еще такое поверье – мол, три полоски на современных гюйсах символизируют три великие победы нашего флота - у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м. Это просто красивая патриотичная выдумка. Хотя победы - и правда величайшие.
И все же, друг мой, прежде всего, гюйс – не воротник, а флаг!
На голландском языке слово “гюйс” означает военно-морской флаг и флаг приморских крепостей. Его ежедневно поднимают на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов вместе с кормовым флагом, но только во время якорной стоянки. Обычно гюйс поднят с 8 часов утра до захода солнца.
- Но, товарищ боцман, зачем вешать флаг, или гюйс, на бушприт? - недоумевал юнга.
- А затем, что этот флаг обозначает принадлежность корабля к Первому или Второму рангу.
- А крепости? Вы сказали, у них тоже есть гюйс?
-Да, вот такой:
- И какое же отношение имеют эти флаги к воротнику?
- Такое, что не только корабли и крепости, но и каждый моряк носит на себе гюйс, морской флаг! - торжественно закончил боцман.
- Вот как! – задумался юноша. - Не только корабли или крепости, но и я ношу на себе морской флаг!
И юнга преисполнился гордости.
Водомут: У меня есть корабельный устав 75-го года. (к стати, под грифом "для служебного пользования")
Иногда почитываю.
Вот с этого места поподробнее, плиз. Поскольку в ВМФ СССР никогда не было КУ ВМФ-75 (ДСП), а был КУ ВМФ-78 (несекретный, введен
в действие приказом ГК ВМФ N 10 от 10 января 1978г), возникают "вопросы по существу":
1) В ВМФ (ВМС) какой страны Вы служили (если, конечно, действительно служили)?
2) Не могли бы Вы отсканировать и "выложить здесь" хотя бы обложку с Вашего "уникального экземпляра"?
3) Каким образом Вы смогли "умыкнуть" документ строгой отчетности из части?
Артем Богданов пишет:
Англичане придумали флот, немцы придумали на нем службу , а русские сделали эту службу невыносимой (шутка, приписываемая адмиралу Нельсону ?)