23:20 08/11/2008
МОСКВА, 8 ноя - РИА Новости. Более 20 человек погибли в результате инцидента на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота, сообщил помощник главкома ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало.
По его словам, сегодня 8 ноября на одной из атомных подводных лодок Тихоокеанского флота при проведении ходовых испытаний в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения погибло более 20 человек. Среди погибших рабочие судостроительного предприятия и военнослужащие.
Лодка повреждений не имеет. Реакторный отсек работает в штатном режиме. Радиационный фон на лодке в норме.
По указанию главкома ВМФ, испытания остановлены. Принято решение о возвращении лодки в пункт временного базирования, сообщил помощник главкома ВМФ.
Диана, при всем уважении эта тема не место для юмора. По любому поводу. У нас и так траур объявляли только в Приморье.
Ник, спасибо за комментарии. Категорически согласен, что точку (для большинства) поставит судебное решение, вступившее в законную силу. Для потерявших близких.... никакой справедливый приговор, не вернёт родных людей.
По расследованию у меня появились сомнения в правильности применения в данной трагедии норм КУ:
Цитата
6. Настоящий Устав распространяется на все корабли, катера и шлюпки, несущие Военно-морской флаг, а также на корабли специального назначения, суда обеспечения, укомплектованные военнослужащими. Требования Корабельного устава Военно-Морского Флота обязательны для всех экипажей кораблей, в том числе и для размещенных на берегу, а также для всех лиц, временно пребывающих на корабле.
Это не утверждение, только сомнение. Если по правилам "Нерпа" должна нести государственный флаг, то как оговаривается этот ньюанс?
Алексей Мисяць,
поскольку инцидент произошел на ходовых испытаниях, тут по любому придется поднимать документацию, регламентирующую контрагентские организации по существу вопроса, в данном случае одна из них производила работы с Молибденом, а также документацию, регламентирующую завод. Сейчас я не помню, что это за документы, но они есть, причем по заводу она более конкретная и охватывает правовую часть для организаций-контрагентов.
"Для полного счастья человека необходимо иметь славное Отечество". Симонид Кеосский, древнегреческий поэт.
nick191:
Т.е. в германском подплаве лодкой управляет не командир, а любой, у кого есть "лицензия"?
поправочка: эта лодка была не германская а практически уже чилийская. На лодках предназначенных на экспорт германских военных моряков не бывает. На верфи HDW есть 2 экипажа для ходовых испытаний. Естественно для ходовых испытаний у кого-то должна быть лицензия капитана. и конечно это не означает что командовать пл при этом может любая прачка.
Прочитал весь форум по этой теме. В основном - высказывания компетентных
специалистов по свойствам фреона и организации проведения
расследования/следственных действий. Гораздо меньше об организации борьбы за
живучесть и технических особенностях автоматизации подачи ЛОХ в отсек.
Попытаюсь подытожить для себя, возможно это будет небезынтересно другим
участникам этого форума. Выводов раследования, проводимого государственными
органами не жду, причины приведу в конце своего сообщения.
Итак, АПЛ проекта 971И строится на Амурском судостроительном заводе более 15
лет. Других подводных лодок за этот период завод не выпускает, следовательно
корабелы теряют квалификацию. В результате лодку все-таки достраивают по
официально неподтвержденным данным для ВМС Индии (значит все шильдики на
английском языке). По немногочисленным официальным данным в процессе
строительства "лодка подверглась глубокой модернизации". Одим из аспектов
которой явилось то, что арматура станций ЛОХ получила помимо ручных приводов
электромагнитные, а управление этой арматурой заведено на пульты управления
общекорабельными системами (ПУ ОКС) "Молибден", что дало возможность давать
фреон в отсек(-и) не только вручную, но и 1. дистанционно - с ПУ ОКС в
центральном посту и с отсечных пультов этой системы, 2. автоматически - по
сигналам с датчиков температуры и задымленности??? в отсеке. Как мне
представляется, корблестроители проведение такой модернизации должны были
согласовать как минимум с "Авророй" - разработчиком автоматики и с "Малахитом"
- проектантом лодки. ОФициальных комментариев и те, и другие не дают, но вяло
открещиваются от своего участия в такой модернизации. Здесь уже цитировалось
РБЖ ПЛ-82, еще раз скажу - до подачи ЛОХ в отсек необходимо выполнить ряд
действий, основными из которых являются герметизация отсека и включение
личного состава отсека в изолирующие средства защиты органов дыхания. Пока
наша наука и промышленность не дошли до того, чтобы отсек можно было полностью
загерметизировать автоматически или даже дистанционно и уж тем более
автоматика не отслеживает включение л/с в ПДА, ИП, ШДА или ИДА (дыхательные
аппараты). Поэтому решение о применении автоматической подачи ЛОХ в отсек без
контроля человека - безумие, приведшее к человеческим жертвам. Это - что
касается автоматики.
Теперь о "человеческом факторе". Лодка выходит в море на ходовые испытания. На
борту по численности примерно 2,5 штатных экипажа: сдаточная команда, флотский
экипаж, контрагенты, приемная комиссия и т.п. Из собственного опыта (выходил на ходовые на БДРе) могу сказать, что описать то, что происходит на
борту за эти две-три недели литературным языком не получится. Знаю, что если
виновных нет их назначают, также знаю, что в море, особенно в стрессовых
условиях, к коим можно отнести ходовые испытания (народу много, спать некогда,
а кому-то и негде и т.п.) в голове могут происходить необъяснимые вещи даже у
абсолютно здоровых людей. Поэтому исключить вероятность того, что моряк дал
ЛОХ в отсеки временно не осознавая что он делает все-таки нельзя. Что же
касательно мести за годковщину - полный бред. Здесь уже писали какие же должны
быть годки, чтобы довести до такого поступка матроса уже 5 лет служащего по
контракту?
Еще немного технических деталей: при подаче фреона в отсек срабатывает
световая и звуковая сигнализация, не услышать которую невозможно. Не могу
сказать точно, сколько проходит времени с момента подачи ЛОХ в отсек до
превышения его концентрации предельно допустимой (ПДК), но точно - не больше
минуты. Огнегасящая же концентрация фреона 114В2 (насколько я помню 385
мг./л.) превышает ПДК как минимум на два порядка. Поэтому какое-то время на
включение в какие-либо дыхательные аппараты у людей, находившихся в отсеке было.
Количество и, прошу прощения за кощунство, структура жертв определяются в
основном уровнем их подготовленности к действиям в аварийной ситуации, а на
втором этапе - действиями лица, руководящего борьбой за живучесть в отсеке.
Теперь почему не дожидаюсь выводов правительственой комиссии и прочих
государственных органов. По моему убеждению офциальные версии причин всех
катастроф с подводными лодками это всего лишь результат, максимально
устраивающие три заинтресованные строны: проектантов (кто корабль придумал),
корабелов (кто его строил) и ВМФ (кто его эксплуатировал). Политиков и
общественные организации в этот перечень не включил сознательно ввиду их
некомпетентности неоправданной эмоциональности в этих вопросах. В качестве иллюстрации можно просто посмотреть результаты опроса левом верхнем углу этой страницы.
Герману: можно и объединить лишь бы факт преждевременного приговора не затерялся.
На данный момент около 100 человек осудили матроса, офицерский состав, проектировщиков: из каких соображений? у кого есть точные сведения для этого?