В зоне дальнего противолодочного охранения АУГ поиск под-
водного противника ведется пассивными гидроакустическими средс-
твами стационарных систем SOSUS, авиации, подводных лодок и
надводных кораблей, поскольку дальность обнаружения под водой
посылок гидроакустических станций (ГАС) значительно превосходит
дальность обнаружения ею лодки, и последняя, заблаговременно
установив факт поиска, может уклониться от сил охранения и вый-
ти в атаку на охраняемый объект. Поэтому силы дальнего охране-
ния используют гидроакустические станции и комплексы в активном
режиме только после обнаружения лодки пассивными средствами для
ее классификации и уточнения местонахождения, чаще всего при
выходе в атаку.
Противолодочное охранение АУГ в дальней зоне осуществляют
базовые патрульные самолеты Р-3С "Орион". Они обычно действуют
в составе сил дальнего противолодочного охранения. Как правило,
один - два самолета. Максимальное удаление самолета Р-3С "Ори-
он" от центра ордера, определяемое исходя из расчетных дальнос-
тей стрельбы крылатыми ракетами подводных лодок, может состав-
лять 200-300 миль (370 - 550 км). Самолеты ведут поиск ПЛ про-
тивника на носовых курсовых углах параллельными галсами со сме-
щением по маршруту движения АУГ или угрожаемых направлениях. В
основном для обнаружения подводных лодок самолет Р-3С использу-
ет радиогидроакустические буи (РГБ), которые он выставляет чаще
всего серией в виде отсекающего барьера (четыре - восемь РГБ) с
интервалами между ними 10-30 миль (1 миля = 1,852 км) парал-
лельно или перпендикулярно курсу соединения (в зависимости от
направления вероятной угрозы). Как правило обнаруженная подвод-
ная лодка уничтожается с помощью самонаводящихся противолодоч-
ных торпед Мк44, Mk46, Mk50, "Стингрей" и т.д. с дистанции не
более 1500 м. Атака с воздуха, с короткой дистанции внезапна,
что ограничивает возможность уклонения и применения средств
противодействия ПЛ.
Использованные РГБ обычно подбираются своими надводными
кораблями и используются вторично. В боевой обстановке возможно
самозатопление использованных РГБ.
Р-3С "Орион" является основным и единственным самолетом
базовой патрульной авиации (БПА) ВМС США. Он имеет современные
бортовые системы поиска, обнаружения и классификации целей, а
также разнообразное вооружение для поражения не только подвод-
ных лодок, но и подводных кораблей. Вооружение самолета разме-
щается в отсеке (2 х 0,8 х 3,9 м): до восьми торпед, глубинные
бомбы, бомбы, мины (общим весом до 3,2 т) и на 10 наружных уз-
лах подвески: до шести УР "Гарпун", торпеды, бомбы, глубинные
бомбы и мины. Основное поисковое оборудование самолета включает
до 90 радиогидроакустических буев систем "Джезебел", "Джули",
ДИФАР, КАСС, ДИКАСС и других; магнитный обнаружитель; поисковую
РЛС; станцию радиотехнической разведки; ИК станцию.
Как уже было сказано ранее, радиогидроакустические буи яв-
ляются основным средством обнаружения подводных лодок. Общий их
запас на борту самолета обеспечивает непрерывное выполнение за-
дачи по поиску и слежения за подводной лодкой в течение всего
времени нахождения в районе (до 10 ч, на удалении 1450 км),
расходуя шесть - восемь буев за 1 час.
В системе "Джезебел" используются пассивные РГБ AN/SSQ-41B
направленного действия. Дальность обнаружения подводных лодок с
использованием этой системы достигает 20 км и более.
Система РГБ "Джули" также состоит из пассивных буев, но
система в целом активная, так как в ней задействованы источники
звука взрывного действия. Если в зону звукового эффекта взрыва
попадет подводная лодка, то отразившийся от нее сигнал поступит
к выставленным пассивным буям. Далее сигналы передаются по ра-
диоканалам на самолет, где обрабатываются и отображаются на
планшете оператора. Система "Джули" обеспечивает обнаружение
малошумных ПЛ на дальностях до 8 км.
В системе ДИФАР используются пассивные радиогидроакусти-
ческие буи направленного действия AN/SSQ-53. У акустических ан-
тенн большая глубина погружения (до 300 м). Время работы буя до
8 ч. Дальность обнаружения подводной лодки до 25 км. Система
ДИФАР предназначена для обнаружения ПЛ в условиях акустических
помех: в районах интенсивного судоходства и в условиях сильного
волнения моря.
РГБ AN/SSQ-62 системы ДИКАСС являются активными направлен-
ного действия и управляются по радиокомандам с самолета. Это
позволяет обнаруживать подводные лодки и определять их местопо-
ложение при меньшем количестве буев.
В системе РГБ КАСС используются активные буи AN/SSQ-50 не-
направленного действия, включаемые по команде оператора с борта
самолета.
Время работы активных буев (на излучение) от 30 до 60 мин.
Магнитные обнаружители AN/ASQ-81 являются одним из основ-
ных неакустических средств обнаружения подводных лодок. Они ра-
ботают по принципу регистрации магнитной аномалии, создаваемой
ферромагнитной массой ПЛ. Дальность обнаружения подводных лодок
магнитным обнаружителем, зависящая от их водоизмещения и маг-
нитных характеристик, глубины погружения и высоты полета само-
лета, в среднем составляет 700-1000 м. Основное тактическое
преимущество магнитометров заключается в возможности использо-
вания их в условиях гидроакустического противодействия.
Инфракрасная станция AN/AAS-36 может обнаружить подводную
лодку в подводном и надводном положении по тепловому излучению
ее корпуса и кильватерному следу. При полете самолета на высо-
тах от 100 до 1000 м дальность обнаружения подводной лодки по
кильватерному следу до 20 км. Однако эти показатели существенно
зависят от гидрометеорологических условий, скорости и глубины
погружения ПЛ.
Радиолокационная станция AN/APS-115B позволяет обнаружи-
вать подводные лодки под перископом или антенной, работающей на
прием, на расстоянии до 15 км.
Станция радиотехнической разведки AN/ALQ-78 позволяет об-
наружить подводную лодку, ведущей радиопередачу, на дальности
до 600 км. Точность пеленгования излучений составляет 1-5о.
NAVIGARE NESESSE EST, VIVERE NON EST NESESSE