Наверное уже поздно, тема иссякла, но выскажу своё мнение, тем паче, что по роду работы постоянно общаюсь со священниками РПЦ. Для те кто не в курсе, я офицер-воспитатель на корабле, или кому больше нравится - "замполит".
Мыслей много, но постараюсь тезисно, т.к. со временем не очень.
1. Президент хочет ввести священников в штат ВС РФ, взять на оклад. Может я что-то недопонимаю, но церковь вроде как отделена от государства, а здесь священников собираются сделать госслужащими. Тогда пусть заодно и политическую деятельность в ВС РФ разрешат. В партии вступать, на митинги ходить и т.д. Для многих это тоже сродни религии, их права пострадают.
2. Вредна ли деятельность РПЦ в ВС РФ?
Конечно же нет. Церковь проповедует только хорошее и воцерковленный человек выбирая между плохим поступком и хорошим (с точки зрения морали и церковных постулатов) конечно же выберет хороший. Применительно к ВС РФ - воцерковленный человек никогда не совершит грубого дисциплинарного проступка или преступления.
Из личного опыта. У меня в разные периоды службы служили несколько глубоко верующих матросов. Одни собирались поступать в семинарию, другие уходить в монахи. Хорошие это были матросы? ОТЛИЧНЫЕ. Они не пили водку, не ругались матом, помогали слабым и обиженным, одергивали негодяев, боролись с дедовщиной. Причем делали это без какого-либо побуждения со стороны командования. Этих моряков уважали и офицеры и другие матросы. Хотелось бы мне, чтобы таких моряков было больше? ОДНОЗНАЧНО!!!
3. Как сейчас происходит окормление военных моряков?
Мы (командование) постоянно находимся в контакте как с иерархами так и с рядовыми священниками. Экипажи кораблей приглашают на молебны, праздники и пр. Обычно, получив такое приглашение, мы отправляем туда ТОЛЬКО желающих. В церкви есть отдел по взаимодействию с силовыми структурами, есть отдел по работе с молодежью. Часто эти священники приглашают моряков на беседы. Беседы мы проводим на нейтральной территории - матросский клуб, дом офицеров и т.д. Опять же ходят на эти беседы только желающие.
А много этих желающих?
До 40% экипажа. Но большинство ходит из любопытства. А много ли действительно верующих, среди 18-19 летних матросов? Крестики носят почти все, почти всех крестили родители. И всё, на этом их отношение к вере заканчивается. Я не запрещаю иметь в кубриках иконы, но матросы их не вешают. Не потому что их нет, на каждой встрече с матросами священники раздают их сотнями. И маленькие карманные, и настенные. Большую часть этих икон я нахожу потом в мусорном баке. (поэтому всегда прошу моряков брать иконы только тем, кому это действительно надо).
У меня сейчас в экипаже есть несколько моряков, которые перед каждым выходом в море просят разрешения сходить в церковь. Отпускаем конечно же. Настоятель нашего храма всех их знает, всегда общается с ними вне очереди. Этим ребятам не нужна публичность, они не хотят молиться в толпе неверующих с крестиками.
4. Много ли служит правоверных мусульман? За 8 лет службы в плавсоставе я не встречал ни одного мусульманина, который бы постоянно совершал намазы, соблюдал посты и т.д. Отдельные матросы-мусульмане совершают некоторые обряды, кто-то не ест свинину и т.д. Я так понимаю, что у мусульман те же проблемы с молодежью, молодежь не идет в мечеть. Ни один матрос за всю мою службу ни разу не просился в мечеть.
5. Я догадываюсь, что церковь хочет стать частью государства и использует для этого все способы. Сейчас посыл священников таков: "замполиты не победили дедовщину, ее победим мы". Никто не против, тем более что институт офицеров-воспитателей повсеместно ликвидируется. Только, мне кажется, начинать надо не с батюшек-полковников и молитвы по распорядку дня.
Почему бы церкви не отправить служить срочную семинаристов, молодых иноков?
В дружеском общении в кубрике человек быстрее повернется к вере, чем через проповедь полковника. Может быть я ошибаюсь?
Сколько всего не сделано, а сколько ещё предстоит не сделать...