Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Непотопляемый катер РК-700

КМЗ показал
непотопляемый
катер РК-700

Поиск на сайте

100 интервью о ВМФ к 10-летию Центрального Военно-Морского Портала: Андрей Лялин

100 интервью о ВМФ к 10-летию Центрального Военно-Морского Портала: Андрей Лялин

Недавно Центральный военно-морской музей отметил свой 300-летний юбилей. Чем живет, куда и зачем переезжает главное хранилище флотских реликвий в России? Специально для Центрального Военно-Морского Портала интервью дал и.о. начальника музея Андрей Яковлевич Лялин.



[spoiler]
- Андрей Яковлевич, первые экспонаты появились в музее 300 лет назад. Их и сейчас можно увидеть в каком-нибудь зале?

- К числу самых старых музейных предметов Центрального военно-морского музея можно отнести половинчатые модели корпусов парусных военных судов петровской эпохи (начало XVIII века). Некоторые из них сейчас экспонируются в зале истории русского флота (главном зале музея). В числе раритетов — предметы из коллекции Петра Великого, его личные вещи, в том числе изготовленная им собственноручно модель фрегата, а также редкие модели кораблей британского флота конца XVII века, подаренные царю.

— Какие выставки музея 100 или 200 лет назад привлекали внимание посетителей? Интересно, как поменялись вкусы гостей музея за 200 лет.

- Уже в 1724 году в здании Главного Адмиралтейства состоялась первая выставка моделей из состава коллекции, ставшей основой нашего музея. В созданном в 1805 году «Морском музеуме» существовала только основная экспозиция. Активная выставочная деятельность началась только во второй половине XIX века. Первой международной выставкой для нашего учреждения стала Всемирная выставка 1862 года в Лондоне. Пользовалась успехом у зрителей экспозиция, созданная сотрудниками Морского музея на Парижской всемирной выставке 1867 года. Морской музей был активно представлен в разделе морского ведомства на Московской политехнической выставке 1872 года и Московской Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года. Экспозиции музея были развернуты на Венской всемирной выставке 1873 года и Брюссельской международной выставке 1876 года. Особый успех выпал на долю Морского музея на Парижской всемирной выставке 1900 года, где он получил высшую награду — Гран-при.

Вкусы посетителей музея за прошедшие три века неоднократно менялись. Если в петровское время интересовались главным образом технической стороной кораблестроения, то в начале XIX века большее внимание стали привлекать различные заморские «редкости», привезенные моряками из дальних и кругосветных плаваний. Во второй половине XIX столетия проявился большой интерес к морской славе Отечества, подвигам моряков. Бурный технический прогресс флота в тот период вновь обратил внимание посетителей музея к новинкам военно-морской техники. Большой интерес к флоту возник во время Русско-японской войны 1904–1905 годов и в канун Первой мировой войны. В советское время интересы посетителей касались технической стороны флота (модели кораблей, образцы оружия и т.д.), с 1920-х годов популярной стала тема революционного движения. Ветеранам Великой Отечественной войны и флота, их близким импонировал показ военных подвигов моряков и их службы в мирное время. С 1990-х годов возрос интерес зрителей к повседневной жизни флота, службе и быту моряков — начиная со времен парусного и гребного флота и до наших дней. Неизменным успехом пользуются художественные выставки из собрания музея, демонстрация флотской формы одежды, редких моделей кораблей, ювелирных изделий с морской тематикой.

— Какой музейный предмет вы хотели бы выставить, но по каким-то причинам он находится в запасниках?

- Таких предметов достаточно много, и трудно выделить «самый-самый». К примеру, в одном из музейных хранилищ находится уникальное носовое украшение винтового фрегата «Генерал-адмирал», построенного в 1857 году. Хотелось бы, чтобы он после реставрации занял достойное место в будущей экспозиции. «Просится» в экспозицию ряд моделей кораблей парусного, парового и броненосного флота, а также ВМФ советского периода. К сожалению, из-за нехватки площадей и необходимости реставрации их пока нельзя экспонировать. Произведения великого мариниста И.К. Айвазовского — а наш музей обладает самой крупной коллекцией его произведений в России — хотелось бы экспонировать по возможности вместе, в одном зале. В экспозиции представлены далеко не все предметы, принадлежавшие Петру Великому и хранящиеся в нашем музее. Кроме того, в нашем собрании есть ряд вещей, принадлежавших другим российским императорам — Екатерине II, Павлу I, Александру II. Эти реликвии демонстрировались на многих временных выставках, но могли бы занять постоянное место в залах музея. Причины, по которым этих предметов нет в основной экспозиции — недостаток экспозиционных площадей и нехватка современного экспозиционного оборудования. ЦВММ обладает большими коллекциями минного и артиллерийского оружия, но в залах представлены лишь некоторые образцы — для всех не хватает места.  

— Самая важная функция музея — хранительская. Как музей пережил революцию и войну? Кому мы обязаны возможности увидеть экспонаты в целости? Как менялись приоритеты с изменением политической ситуации в стране?

Как это ни парадоксально, после Революции 1917 года собрание Морского музея не сократилось, а даже пополнилось. В его состав влились коллекции расформированных музеев ряда воинских частей, в частности, Гвардейского экипажа. Впрочем, в 1920–30-е годы из собрания по распоряжению властей была изъята часть ювелирных изделий, пострадали также материалы монархического, «контрреволюционного и белогвардейского» содержания. К счастью, удалось сохранить коллекцию Центрального военно-морского музея (так он стал называться с 1924 года) в тяжелое время Великой Отечественной войны. Основную часть фондов вывезли в Ульяновск, ряд крупногабаритных предметов остался в здании Биржи, куда ЦВММ переехал из Главного Адмиралтейства в 1940 году. Часть сотрудников музея находилась в блокадном Ленинграде, охраняя не эвакуированную часть коллекции. Многие из них погибли на боевом посту из-за тягот и лишений блокады… Трудом музейщиков военной поры удалось спасти музейное собрание и даже его приумножить. В годы войны музей стал пополняться многими интересными предметами, в том числе боевыми трофеями.

Разумеется, приоритеты в развитии музея менялись с изменением политической ситуации в стране. До событий 1917 года Морской музей находился в ведении Главного управления кораблестроения Морского министерства. Соответственно и музейный стержень в то время можно считать военно-техническим. В 1920-е годы Центральный военно-морской музей стал подчиняться Главному политическому управлению Морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Направление музейной деятельности изменилось в сторону показа революционного движения на флоте и подвигов моряков Красного флота в Гражданской войне. В конце 1930-х годов, когда требовалось пропагандировать в широких слоях населения СССР создание мощного Военно-Морского Флота, наметилась тенденция усиления показа технической составляющей флота (модели современных кораблей, образцы военно-морской техники и т. д.). В годы Великой Отечественной войны и по ее окончании главным в массовой музейной работе стал показ подвигов моряков и их морально-политического обеспечения. С 1970-х годов, когда ВМФ стал ракетно-ядерным и вышел на боевую службу в Мировой океан, экспозиция была перестроена в соответствии с требованиями дня.

С начала 1990-х годов, после распада СССР, функции руководящих Центральным военно-морским музеем флотских политорганов перешли к их преемнику — Управлению воспитательной работы ВМФ. В настоящее время кризисное состояние последнего не позволяет повысить эффективность работы ЦВММ. Попытки руководства музея в середине 1990-х годов перейти под опеку Главного управления кораблестроения и вооружения ВМФ не увенчались успехом из-за противодействия органов воспитательной работы. Будущее Центрального военно-морского музея во многом связано с эффективной управленческой деятельностью курирующих его правительственных структур.  

— Быть может, в музее используются или будут использоваться какие-то специальные системы хранения?

- Системы хранения музейных предметов в ЦВММ практически не отличаются от применяемых в других музеях. Так, в секторе изобразительного искусства отдела научно-фондовой работы используются получившие широкое распространение раздвижные стеллажи для хранения предметов живописи. Фондохранилища в новом здании ЦВММ, конечно, должны быть оборудованы с учетом последних достижений в музейном деле и насыщены современным оборудованием.  

— Андрей Яковлевич, какие планы на развитие в ближайший год, до переезда?

- Весь 2009 год должен пройти под знаком празднования 300-летия Центрального военно-морского музея, состоится ряд юбилейных мероприятий. В связи с предполагаемым переездом в комплекс Крюковских казарм доступ посетителей в музейные фонды ограничен. Начата подготовка к переезду музея в новое здание. Внесение кардинальных изменений в существующую экспозицию в здании Биржи не планируется.

В то же время будут продолжать развиваться наши филиалы — на крейсере «Аврора», «Кронштадтская крепость», «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”» и «Дорога жизни» (в поселке Осиновец на Ладожском озере). В последнем филиале недавно проведен ремонт, идет обновление экспозиции. Уже многие годы сотрудники филиала ведут поиск предметов военной поры с целью их последующей музеефикации.

В помещениях Кронштадтского Морского Николаевского собора с 1980 года работает наш филиал «Кронштадтская крепость». Недавно весь собор передан музею, предстоит восстановление его интерьеров и создание совершенно новой экспозиции. Она будет отражать как историю собора, так и становление и развитие Кронштадта как базы Балтийского флота и военно-морской крепости. Работы в Кронштадтском морском соборе курируются правительственными структурами и потому очень ответственны. На Центральный военно-морской музей и ряд контрагентских организаций возложена почетная задача воссоздания собора как главного флотского храма страны.  

— Переезд равносилен двум пожарам. Какие проблемы предстоит решить?

- Проблемы переезда можно свести к трем главным составляющим. Первое — насыщение фондохранилищ и залов экспозиции специальным оборудованием для хранения музейных предметов и их экспонирования. Вторая проблема — создание научного и художественного проекта экспозиции. Если по первому из этих направлений ведутся работы силами научных сотрудников музея, то художественный проект должен создаваться специализированной проектной мастерской, которая пока не определена.

Пожалуй, самая главная проблема — это перемещение музейных коллекций из старого здания в новое. Все музейные предметы должны быть подвергнуты тщательному осмотру, надлежащим образом упакованы в специальную тару, застрахованы, перевезены специализированным автотранспортом, распакованы, осмотрены и размещены по местам хранения или экспонирования. Предметы, получившие повреждения при перевозке, должны пройти реставрацию. Особое внимание должно быть уделено обеспечению безопасности и сохранности музейных предметов на всех стадиях их перемещения. По всем этим вопросам в настоящее время проводятся консультации со специализированными компаниями. Будет назначена управляющая компания, которая возьмет на себя координирование всех этапов переезда. Опять-таки, пока неясно, кто возьмет на себя финансирование этого важнейшего этапа переезда.

— Каких преимуществ вы ждете в связи с переездом и, по сути, перестройкой системы функционирования музея?

- Главное преимущество, которое предоставляет музею переезд, — это то, что мы получаем современный музейный комплекс, размещенный на значительно больших площадях, чем имеющиеся ныне. Количество залов экспозиции увеличится почти вдвое, и в ней можно будет представить гораздо большее число музейных предметов. Будут обеспечены гораздо лучшие, чем прежде, условия для хранения музейных предметов в фондах. Сотрудники музея должны получить лучшие бытовые условия для плодотворной творческой работы. Будет создана современная музейная инфраструктура, которая обеспечит непрерывную цепочку обслуживания посетителей музея с учетом их особенностей и потребностей. Однако все это станет возможным лишь при достаточном финансировании и правильной организации работ.  

— Есть ли какие-то планы в осуществлении проектов в рамках просветительской деятельности?

- Уже многие годы в отделе научно-просветительной работы реализуются программы взаимодействия с учебными заведениями города. Для школьников в стенах музея организуются циклы тематических экскурсий, проводятся викторины, игры и конкурсы. Юные экскурсоводы соревнуются за звание «лучший экскурсовод школьного морского музея». В последние годы наладилось плодотворное творческое взаимодействие между ЦВММ и Центром Национальной Славы России. Научные сотрудники ЦВММ по заказу этого центра подготовили ряд методических пособий для школьников в виде красочных иллюстрированных изданий. Под эгидой центра для школьников в 2008 г. проведен межрегиональный историко-патриотический конкурс «Морская слава России». Подготовлен к изданию сборник лучших работ участников конкурса. Полезное сотрудничество с Центром Национальной Славы будет продолжено в рамках реализации ряда других значимых проектов.

— Есть ли в ЦВММ какой-нибудь символ, например, как знаменитые музейные коты в Эрмитаже?

- Конечно, животных — символов нашего музея, вроде морских котов, — у нас нет. Мы считаем, что наиболее ярким символом ЦВММ является ботик Петра I — «дедушка русского флота», святыня России и ее Военно-Морского Флота, главный экспонат музея. Одним из символов ЦВММ можно также считать подлинный адмиралтейский кораблик первой половины XIX века — флюгер со шпиля Главного Адмиралтейства. Он — непременный участник многих выставок. <br><br>

— Часто ли музей проводит выставки за рубежом? Какие экспонаты составляют большую часть экспозиции?

- С начала 1990-х годов ЦВММ участвовал в десятках выставок за рубежом, когда там стали проявлять большой интерес к прошлому России. Еще не так давно ежегодно мы участвовали в подготовке и проведении двух-трех подобных выставок. Наибольший интерес у наших зарубежных коллег и посетителей выставок вызывали предметы, связанные с императорской фамилией России, произведения отечественной художественной маринистики, модели кораблей, флотская форма одежды, предметы быта, ювелирные изделия на флотскую тему. Однако зарубежные зрители быстро пресытились и в последнее время их интерес к российской истории значительно снизился. В настоящее время этот вид выставочной деятельности как у нашего музея, так и у многих других отечественных музеев переживает определенный застой.  

— Андрей Яковлевич, как ЦВММ помогает новым музеям?  

- Являясь главным морским музеем России, Центральный военно-морской музей оказывает консультативную помощь музеям флотов, флотилий, частей и соединений, учебных заведений ВМФ, а также муниципальным и школьным музеям. ЦВММ оказал помощь в создании не только новых экспозиций, но и новых музеев — Музея Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны, Санкт-Петербургского Музея подводных сил России им. А. И. Маринеско, музея Концерна «МПО-Гидроприбор», крейсера-музея «Михаил Кутузов» — филиала Музея Черноморского флота в Новороссийске, а также музеефицированных подводных лодок — в г. Вытегра Вологодской области и в Москве.  

— Часто ли вам дарят музейные предметы? Как сейчас пополняются хранилища музея и что бы вы хотели получить на хранение?

- ЦВММ регулярно пополняется новыми музейными предметами, но в последние годы их количество неуклонно снижается. Во многом это связано с принятием Министерством культуры новых руководящих документов, которые установили более жесткие правила принятия на учет музейных предметов.

К сожалению, в последние годы из бюджета Министерства обороны средства на закупку музейных предметов не выделялось. С четырех флотов и Каспийской флотилии предметы практически не поступают. Некоторые предметы музей закупает сам, но его финансовые возможности весьма ограничены. Иногда нам дарят предметы (в частности, модели кораблей) организации судостроительной промышленности, такие как ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБМ «Малахит», с которыми у нас установились добрые отношения. В основном же пополнение коллекций музея идет по инициативе граждан — прежде всего ветеранов ВМФ, родственников моряков, историков, любителей и энтузиастов флота. Кроме того, хорошую лепту в пополнение коллекций изобразительного искусства вносят живописцы, графики и скульптор единственной в стране студии художников-маринистов при Центральном военно-морском музее.

В настоящее время идет активный процесс утилизации выведенных из боевого состава кораблей и судов обеспечения ВМФ. С помощью ряда организаций мы надеемся получить ряд ценных предметов с находящихся в процессе разборки кораблей и судов. Перечень интересующих нас предметов подготовлен и направлен в соответствующие инстанции. Но к сожалению, на флоте, да и в целом в нашем обществе, как среди руководителей, так и рядовых граждан, не сформировалось осознание важности собирания и сохранения исторических реликвий. В итоге многие раритеты попросту расхищаются и безвозвратно гибнут. Только совместными усилиями мы сможем сохранить и приумножить морскую славу Отечества, вещественными свидетельствами которой являются музейные предметы, хранящиеся в Центральном военно-морском музее.


Беседовал Алексей Бондарчук, корреспондент Центральный Военно-Морской Портал  


Главное за неделю