Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Уникальные сплавы для промышленности

ЦНИИчермет создал
особо прочные сплавы
для роторов и подшипников

Поиск на сайте

Эссе размышлений - Сообщения с тегом "кодирование с открытым ключом"

  • Архив

    «   Март 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
                 

Размышление 84. Аналитическая записка: осторожно, блокчейн.

Человек не может не думать. В этом иногда помогает компьютер, хотя порой он вносит путаницу, вот как сейчас в истории с блокчейном. Последнее время в сетевом сообществе активно продвигается некая система, или сервис, или технология под названием блокчейн. Предлагаемая сущность позиционируется как эффективное средство достижения высокого качества сетевых услуг: надежности, скорости, безопасности, открытости и т.п. Причем в разных источниках делается упор на один-два подобных свойства, упоминая остальные только вскользь и местами противореча друг другу. Мне не встретилось полноценного детального описания этого самого блокчейна и его взаимодействия со смежными элементами информационной среды, так что попытаюсь разобраться самостоятельно.
Начну, как водится, от печки.
Традиционно процессы в информационной среде укладываются в семиуровневую систему протоколов взаимодействия открытых систем. Попробуем сопоставить с ней организацию и логику блокчейна, чтобы осознать его роль и место в сетевом мире.
Но сначала несколько замечаний. Во взаимодействии открытых систем оперируют термином «сообщение», которое есть некая абстракция, раскрываемая при обработке его на представительском уровне. То же относится к содержательному шифрованию сообщений – оно реализуется на представительском уровне в соответствие с соглашениями между пользователями. Применимо техническое шифрование в целях помехоустойчивости или уплотнения, которое выполняется по соглашению между уровнями и нивелируется к моменту поступления сообщения на представительский уровень. Время жизни сообщения, образуемое временем обработки и собственно передачи по линиям связи, всеми средствами минимизируется, оставляя его хранение и повторное обращение в ведении представительского и прикладного уровней. При этом передача организуется либо по цепочке (при последовательном соединении узлов друг с другом), либо «всем» (примет тот, кому адресовано), либо назначаемому узлу по плану связи в многоточечном соединении.
А что же блокчейн?
В большинстве описаний блокчейн называют базой данных (или распределенной базой данных) – не СУБД, а собственно хранилищем данных, интегрированным со своей системой управления. По классике, в базах данных оперируют с записями, используя сервисы размещения, хранения, поиска, сортировки, обновлении и удаления.
Функционирование блокчейна осуществляет цепочка из формируемых блоков транзакций.  Формат и подписи каждой транзакции проверяются, затем группу транзакций записывают в специальную структуру — блок. Каждый блок содержит информацию о предыдущем блоке. Так выстраивается цепочка, содержащая сведения о всех совершённых когда-либо операциях в этой базе.
Блок состоит из заголовка и списка транзакций. Заголовок блока включает в себя свой хеш (контрольная сумма), хеш предыдущего блока, хеши входящих в блок транзакций и дополнительную служебную информацию.  Используется древовидное хеширование с шифрованием открытым ключом. Постулируется неизменность хранимой информации, исключающая ее изменение (обновление) и удаление. В одном из описаний говорится: "Информация внутри блоков хранится в виде дерева", но принцип ветвления и перехода к следующему блоку не сообщаются. Структура копируется на все узлы (компьютеры) системы – такая избыточность вряд ли оправдывается повышением доступности.
Когда и в какой последовательности были совершены транзакции указывается в распределенном реестре, как основной части базы данных блокчейна. (То есть транзакции – функциональные записи – компонуются в блоки вместе со служебной информацией, подтверждающей их актуальность и неискаженность. Кроме того, дополнительно к цепочке транзакций очевидно существует отдельная информационная структура – распределенный реестр.)
Таким образом, вместо сообщения или записи здесь оперируют термином транзакция, что предполагает некоторый функционал этих данных непосредственно в рамках блокчейна.
Это соотносит блокчейн с представительским, а то и прикладным уровнем, тем более что блокчейну приписывается сохранение в его среде всех ранее исполненных транзакций. В этой связи много говорится о сохранности неповрежденных данных и их доступности для использования и проверки аутентичности. Однако нет никаких намеков на то, как отыскать интересующий нас элемент в бесконечной цепочке транзакций. Сервисы размещения, хранения, поиска, сортировки, обновлении и удаления не упоминаются, напротив, делается упор на неизменяемость и неудаляемость раз внесенных в блокчейн данных.
Помимо всего блокчейн претендует на организацию обмена данными между узлами. (А это уже функции сеансового и транспортного  уровней OSI.)
В части управления обменом данными указывается, что логика блокчейна создает возможность найти свободный узел (все участники сети являются независимыми узлами) и передать транзакцию от узла к узлу, и в результате она доходит до места назначения. Так работает вся система.  (То есть не прямая связь, а через цепочку узлов, свободных в момент обращения. Но откуда заявляемая гарантия кратчайшего пути? В транспортных задачах поиска кратчайшего маршрута логика типа «каждый раз выбираем ближайшего» вовсе не гарантирует минимальности образующегося таким способом траектории.)
Практически во всех описаниях блокчейна просматриваются следы биткоина, в симбиозе с которым он зародился. Например, часто говорится о возможности хранить деньги и совершать денежные транзакции, не обращаясь к услугам банков, но это возможно только для условных валют типа биткоина, информация о наличии которых собственно и является самой валютой. В обращении реальной валюты самое достоверное сообщение о том, что Иванов передал 1000 USD Петрову не даст этому Петрову возможности использовать эти средства, разве что для оплаты услуг того самого Иванова.
В других местах говорится, что за хранение на своем компьютере хотя бы части блокчейна пользователь получает вознаграждение, а также об использовании некоторых внутренних денег, называемых ether, применяемых для координации функционирования, еще о трудоемких вычислительных процедурах для проверки полномочий, занимающих до 10 минут времени – вот это скорость доступа!
Упоминается также о причастности блокчейна к управлению исполнением программ.
Это уже функции операционной среды, если только речь не идет об исполнении узкоспециального набора команд над данными текущего блока. Но нет, эти программы даже названы умными, так дойдет до вклада блокчейна в искусственный интеллект.
Если не считать особым новшеством цепочечную запись, что изначально свойственно размещению данных во фрагментированной памяти, то останется разве использование шифрования с открытым ключом, но при массовом использовании ЭЦП это уже не является чем-то запредельно новым. Кстати, ни слова не говорится о передаче этих самых ключей, что необходимо, если база данных в блокчейне объявляется общедоступной. Эти ключи и распределенный реестр (по сути, адресная таблица) не могут шифроваться и являются точками уязвимости.
Итак, блокчейн содержит элементы различных уровней OSI, интерфейсы между которыми не упоминаются, и невнятные свойства операционной среды, где еще меньше конкретности и определенности. Похоже, блокчейн и его «умные» программы только звонкие названия, за которыми ничего не стоит.
Но как же многочисленные приложения, восходящие к блокчейну? Ведь здесь присутствуют такие востребованные сервисы, как «Распределенной DNS Namecoin», «Неуничтожимое облачное хранилище», «Национальный расчетный депозитарий». В перспективе видятся «Универсальные источники данных», автома¬тически синхронизируемые между всеми участ¬никами, «Более полные наборы данных», на-пример, данных уровнях бенефициар¬ного владения, «Распределенные записи», локально хранимые в качестве «золотых» ис¬точников информации и многое другое. Так если обратиться к их описаниям, то это самостоятельные разработки не на основе программного продукта блокчейн, а всего лишь с использованием натянутых им на себя принципов и приемов. Место Блокчейн в них подобно каше из топора: добавь крупы, заправь маслицем, приправь солью и получишь кушанье. Муссирование этого броского словца напоминает рекламу патентованных препаратов – уникальная формула, улучшает что-то, содействует тому-то, борется с тем-то, но в конце скромно добавляется: имеются ограничения и противопоказания, необходимо посоветоваться со специалистом, не является лекарством.
По моему то же с блокчейном – свойственны нестыковки и противоречия, требуется участие специалистов, не является панацеей. А вы как думаете?


Главное за неделю